Консорциум РТ и СИУ

1 день форума "Робототехника России 2030"

16 апреля в МВЦ «Крокус-Экспо» открылась крупнейшая выставка компонентов, микроэлектроники, материалов и оборудования EхpoElectronica. Это уникальная по своей масштабности и наполненности площадка. В выставке примут участие более 750 экспонентов из России, Беларуси, Китая, Кыргызстана, ОАЭ. Общая площадь выставки составит более 30 тысяч кв метров.
Российскую часть экспозиции представят более 350 компаний. Ожидается участие такого же количества представителей Китая. Организаторы сообщили, что за три дня выставку могут посетить свыше 21 тысячи человек из более чем 20 стран и 70 регионов России.
В рамках деловой программы состоятся более 40 мероприятий с участием отраслевых экспертов, представителей государственных и общественных организаций, руководителей ведущих компаний. Одной из главных деловых площадок ExpoElectronica станет «Робо арена». Она впервые организована в рамках Сектора робототехники.

Площадка открылась пленарным заседанием «Робототехника России 2030».

Ее модератором выступил председатель Правления Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления, исполнительный директор АО «НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров.
В ходе заседания участники обсудили вопросы будущего развития промышленности, состояние рынка робототехники в России, драйверы развития высокотехнологичных индустрий, барьеры, которые возникают в процессе развития и внедрения- робототехнических устройств на предприятиях. Отдельной темой стала проблема взаимодействия человека, робота и государства. В том числе, речь шла о законодательном регулировании отрасли развития робототехники глазами государства.
На Робо Арене выступил Илья Сидоров, заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований:
Консорциум взял на себя большой труд — объединить участников рынка. Я представляю ФПИ, мы всего лишь инструмент поддержки. С 2024 года мы будем становиться удобнее: запускаем направление оперативной работы, будем реагировать быстрее.
Мы смещаем акцент в сторону образцов, которые уже можно применять. Наша основная цель — реализация больших проектов, которые должны закончиться этими образцами. Мы будем идти за идеями разработчиков и предлагать меры поддержки, насколько это позволят наши ресурсы. В Минпромторге создали отдельное направление по беспилотникам, в том числе силами Консорциума.
Опираясь на существующий опыт, прибавляя к нему новые инструменты, мы вместе создадим будущее.
Антон Подкуйко, АНО «Агентство по технологическому развитию»:
Агентство сегодня поддерживает около 200 проектов. В конце 2023 года мы увидели, что не все отрасли требуют единого подхода, поэтому планируем поэтапно переходить на отраслевые стандарты.
Сегодня мы планируем запустить несколько программ, одна из них уже стартовала — программа поддержки беспилотных летательных аппаратов. На сайте агентства уже идет пять конкурсов. Первый этап связан с энергообеспечением: в ближайшие недели будут запущены блоки, связанные с ДВС и энергообеспечением беспилотников.
В рамках базовой программы у нас также есть проекты по промышленной робототехнике. Это манипуляторы, сервоприводы, различная компонентная база. В рамках нового проекта по робототехнике было бы здорово реализовать инициативу по запуску специализированной программы по промышленной и сервисной робототехнике.
Робототехника требует новых подходов к классическим отраслям. Для робототехники и микроэлектроники нужно создавать льготные условия. Возможно, получится запустить программу на значительно более льготных и доступных для создателей условиях.
Динь Тан Хынг, представитель Ханойского университета:
В робототехнике сейчас мировой бум развития. Она развивается везде, но с учетом специфики каждой страны. Вьетнам применяет робототехнику в первую очередь в опасных и трудных для человека работах.
Есть разные направления развития робототехники. В России и США, например, есть большие инвестиции, поэтому вы можете развивать больших роботов.
Мы, как страна, которая развивалась позже и медленнее, развиваем маленьких роботов. Мы идем по другому пути, ищем другой принцип развития и постепенно достигаем удовлетворения потребностей своих рынков. Я надеюсь, что наши продукты будут участвовать в следующей выставке.
Алифиренко Андрей, ГУИР Минобороны РФ:
Россия — центр притяжения среди дружественных стран по проведению таких мероприятий. Что стало решением позиционного противостояния в Первой мировой войне? Танки, авиация. Что послужило развитию СССР в 50-60-е годы? Аэрокосмическая отрасль, которая до настоящего времени обеспечивает нам технический задел.
Минобороны России требуются прорывные решения. Ни для кого не секрет, что конфликты в XXI веке будут конфликтами робототехнических комплексов в различных стихиях. У Минобороны России есть ряд механизмов привлечения и вовлечения стартапов, которые не входят в ореол ОПК.
В настоящее время в связи с ситуацией работает техсовет при Управлении перспективных исследований. Совет отбирает соответствующие разработки высокой степени готовности и обеспечивает закупку по ускоренной процедуре.
Кроме этого, осуществляется подготовка к форуму «Армия-2024». Принято решение о проведении Конгресса «Беспилотные системы». Структура Конгресса — большая научно-деловая программа, где все производители смогут принять участие. Программа включает в себя более 18 тематических секций, статическую экспозицию и динамический показ. Мероприятия пройдут в период с 12 по 18 августа. Сформирован организационный комитет Конгресса.
Владимир Кудюкин, заместитель генерального директора НИИАС (РЖД):
Перед РЖД стоит ряд вызовов, среди которых повышение интенсивности перевозок, снижение влияния человеческого фактора и травматизма, а также дефицит кадров. Мы сталкиваемся с дефицитом кадров по всем направлениям. На этом фоне наше сегодняшнее обсуждение выглядит очень актуальным.
Институт РЖД реализует целый пласт проектов, связанных с роботизацией. Например, беспилотная «Ласточка». Эти технологии сейчас используются для реализации скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург.
Один из крупных проектов — виртуальная сцепка. Наиболее актуальное мероприятие — создание станции-робота. Пилот в Челябинске. Весь комплекс решений, разработанных и находящихся в разработке, интегрируется в этом пилоте. Будет беспилотной локомотив, робот-сцепщик, беспилотное управление диижением. Это открывает широчайшие возможности для повышения эффективности. Мы подтягиваем все этапы производства, робот подтягивает к себе все: датчики, приводы, искусственное зрение.

Круглый стол «Консорциум Робототехники и систем интеллектуального управления: основные направления развития и кооперации».

Модератор — директор Консорциума Виктор Толмачев.
Консорциуму уже 3 года. За это время мы прошли большой путь. В Консорциуме уже более сорока участников, а среди партнеров — Роскосмос, Минпромторг и другие. Цель создания Консорциума — формирование и развитие российского рынка робототехники систем интеллектуального управления.
Яков Ермошкин, исполнительный директор Клуба молодых промышленников, рассказал о работе Клуба. Это объединение собственников и руководителей промышленных предприятий до 40 лет, объединяющее 117 компаний-производственников из 43 регионов. Попечительский совет возглавляет Министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
«С Консорциумом мы действуем в рамках дружеских и партнерских отношений. Сегодня в Клубе представлен широкий диапазон отраслей. У нас реализован такой формат, как биржа промышленной кооперации. Это мероприятие, которое представляет заранее собранную конструкторскую документацию от крупных заказчиков. Сегодня у компаний робототехники есть определенный пул задач для развития отрасли».
Дмитрий Корначев, исполнительный директор Консорциума предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики «Автоэлектроника»:
Тема моего доклада связана с тем, как развивается автоэлектроника. Первое направление, которое приходит мне в голову — автоматизированный транспорт. В 2022-2023 гг. мы прошли значимый цикл от полной пропажи западной электроники до восстановления производственного
потенциала. Сегодня у нас замещено все, благодаря чему автомобили могут быть выпущены. Теперь от аврального этапа мы переходим к развитию.
Как автоматизированный транспорт влияет на потребление компонентов и как беспилотность сопрягается с реальными планами производителей.
Важный фактор: если раньше российский авторынок был неуправляем, то сейчас рынок примерно пополам поделен между Россией и Китаем. От фантазии внедрения беспилотников мы переходим к практике. Спрос на микроэлектронику в автомобильном секторе до 2030 года вырастет в 7 раз.
У нас отличная динамика развития российской автоэлектроники.
Даже сегодня российские производители потребляют электронных компонентов почти на 35 млрд рублей в год. Все это — транспорт с низкой степенью автоматизации. Автоматизированный транспорт даже с учетом эффекта масштаба требует в 5 раз больше микроэлектроники. Этот рост поддержит нас в период с 2030 до 2050 года.
Найля Ильманбетова, Со-основатель Содружества производственников ЦЕХ:
Сегодня происходит смена технологических укладов. Мы находимся в самом низу цикла, где присутствует сильная турбулентность. В этих условиях человеку нужен человек, нужно сообщество.
Очень важно не воспринимать сообщество как чат в Телеграм. Сообщество должно состоять из многих элементов: IT-инфраструктура, доступные и понятные каналы коммуникации, мероприятия, сервисы, процессы и, конечно, партнеры.
Ценностью в любом сообществе являются вертикальные связи, обмен знаниями и опытом. Когда создается сообщество, нужно применять продуктовый подход, при котором вы все знаете о своем клиенте. Второй момент - архитектура под цели и ценности.
ExpoElectronica2024