АО «НИИАС» – ведущий отраслевой научно-технологический институт холдинга «РЖД» в области автоматизации и управления сложными технологическими процессами на железнодорожном транспорте. В 2021 году нам исполнилось 65 лет, и несмотря на солидный возраст, мы непрерывно меняемся и развиваемся, сохраняя при этом весь бесценный опыт предыдущих поколений.
Сегодня АО «НИИАС» - один из главных проводников цифровых технологий и ведущий отраслевой институт холдинга «РЖД», деятельность которого направлена на повышение эффективности, безопасности работы и конкурентоспособности железнодорожного транспорта на основе внедрения современных методов информатизации, автоматизации, управления, связи и других достижений современной науки.
Командой института создано более 1300 технических решений и инновационных продуктов, исключительные права на которые закреплены как за АО «НИИАС», так и за ОАО «РЖД». В структуру института входят научные, конструкторские, проектные и технологические подразделения и представительства в более чем 10 городах России, а также в марте 2019 года был открыт филиал в городе Белграде (Сербия).
Беспилотное движение поездов
Одним из комплексных и многофункциональных направлений деятельности Института является новый шаг по автоматизации движения поездов в части создания беспилотного железнодорожного транспорта. Данная работа соединяет в себе не только технические задачи, но и вопросы социального и нормативного характера.
Актуальной задачей является создание комплексных систем управления электропоездом ЭС2Г «Ласточка», соответствующих уровням автоматизации GoA3 и GoA4. Реализация данных систем возможна за счет применения систем технического зрения, способных обнаруживать препятствия на пути, временные знаки, неисправности инфраструктуры.
Роботизация технологических процессов
В рамках реализации мероприятий по Цифровой трансформации ОАО «РЖД» одной из ключевых задач является исключение негативного влияния человеческого фактора в «человекозависимых» технологических процессах, решить которую можно путем внедрения робототехнических средств.
Комплексное, взаимосвязанное внедрение робототехнических средств, информационных управляющих комплексов, систем интеллектуальной диагностики и автоматизированных систем управления станцией (ЦЖС) обеспечат функционирование «Цифрового роботизированного узла», а впоследствии и «Цифрового роботизированного полигона», где вышеперечисленные инновационные технико-технологические решения наряду с полигонными системами управления (ИСУЖТ) обеспечат сквозной роботизированный технологический процесс доставки грузов.
Системы интервального регулирования и управления движением поездов
Увеличение интенсивности движения поездов, прежде всего для увеличения пропускной способности Восточного полигона, а также для электропоездов в пригородной зоне крупных городов, вызывает необходимость сокращения межпоездных интервалов при сохранении требований по безопасности, что возможно реализовать только за счет применения систем и комплексов, позволяющих обеспечить заданный уровень полноты функциональной безопасности