Где «выращивают» технологии и как роботы подарят человеку космос
Что такое антропоморфные роботы и какие они бывают, как производятся микросхемы, какое будущее сулит человечеству развитие технологий и как обо всем этом рассказать миллионам людей — все это узнали школьники и студенты, которые стали гостями Дня робототехники на ВДНХ 17 января. Организатором мероприятия выступил Консорциум робототехники и систем интеллектуального управления.
Генеральный партнер Дня робототехники на ВДНХ — Российское общество "Знание". Мероприятие организовано при поддержке госкорпорации «Роскосмос».
Генеральный партнер Дня робототехники на ВДНХ — Российское общество "Знание". Мероприятие организовано при поддержке госкорпорации «Роскосмос».
В бесконечность и дальше!
Павильон, в котором прошел День робототехники, посвящен покорению космоса, поэтому логично было начать встречу с молодыми людьми с рассказа о работе НПО «Андроидная техника». Компания разрабатывает системы, которые в будущем должны заменить человека в самых опасных сферах, включая работу в космосе.
Главные преимущества робототехнических комплексов, созданных для работы в космосе, заключается в том, что они устойчивы к воздействию микрогравитации, электромагнитного излучения и радиации. Правда для эффективной работы они должны быть мобильными, самостоятельно перемещаться и выполнять операции, принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям. Еще одно важное условие — интерактивность, то есть способность эффективно взаимодействовать с человеком и окружающей средой, отметила руководитель коммерческого отдела «Андроидной техники» Анастасия Подчиненова.
Для отработки ключевых технологий и демонстрации возможностей российской робототехники компания запустила проект «Испытатель», в рамках которого на МКС отправился робот FEDOR. Машина помогла увидеть, как будут работать дистанционные технологии для управления космическим кораблем «Союз», использования ручных инструментов и шлюзовых систем. Кроме того, космонавты смогли пообщаться с роботом, задавали ему вопросы и получали оперативные ответы на них.
Во время выполнения всех этих действий FEDOR находился под управление космонавта — это называется «копирующий режим».
Анастасия Подчиненова подчеркнула, что у роботизированных технологий в космосе огромные перспективы. Кроме сохранения жизни и здоровья людей, о котором говорилось выше, роботы смогут эффективнее эксплуатировать и обслуживать космическую инфраструктуру, развертывать базы на других планетах и даже выполнять исследовательские миссии за пределами Солнечной системы.
Главные преимущества робототехнических комплексов, созданных для работы в космосе, заключается в том, что они устойчивы к воздействию микрогравитации, электромагнитного излучения и радиации. Правда для эффективной работы они должны быть мобильными, самостоятельно перемещаться и выполнять операции, принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям. Еще одно важное условие — интерактивность, то есть способность эффективно взаимодействовать с человеком и окружающей средой, отметила руководитель коммерческого отдела «Андроидной техники» Анастасия Подчиненова.
Для отработки ключевых технологий и демонстрации возможностей российской робототехники компания запустила проект «Испытатель», в рамках которого на МКС отправился робот FEDOR. Машина помогла увидеть, как будут работать дистанционные технологии для управления космическим кораблем «Союз», использования ручных инструментов и шлюзовых систем. Кроме того, космонавты смогли пообщаться с роботом, задавали ему вопросы и получали оперативные ответы на них.
Во время выполнения всех этих действий FEDOR находился под управление космонавта — это называется «копирующий режим».
Анастасия Подчиненова подчеркнула, что у роботизированных технологий в космосе огромные перспективы. Кроме сохранения жизни и здоровья людей, о котором говорилось выше, роботы смогут эффективнее эксплуатировать и обслуживать космическую инфраструктуру, развертывать базы на других планетах и даже выполнять исследовательские миссии за пределами Солнечной системы.
Как «выращивают» технологии?
Для создания таких машин необходимы компоненты, в частности, радиоэлектронная аппаратура. О ее создании рассказал исполняющий обязанности директора дизайн-центра НИИМА «Прогресс» Владимир Карапетьянц.
Удивительно, но в начале всего сложнейшего технологического процесса лежит обычный морской песок. Из него получают кремний, который плавят чтобы вырастить монокристалл в форме цилиндра. Эту заготовку режут алмазной пилой и полируют до толщины менее 1 мм. Затем на пластины наносят фоторезист — слой полимерного светочувствительного материала, меняющего свои свойства при облучении светом. После этого проводится освещение фотослоя через специальный фотошаблон и дополнительная обработка пластин. Эти операции постараются более 100 раз. Готовые пластины отправляются в испытательный цех, где проходят проверку на зондовых станциях. Прошедшие испытания кристаллы вырезаются из пластины и помещаются в корпус из керамики или пластика.
Полученные микросхемы тестируются, после чего (для сложных микросхем) программируются. Далее, идут этапы разработки и изготовление радиоэлектронной аппаратуры, в которых изготовленные микросхемы выполняют ключевую функцию.
Удивительно, но в начале всего сложнейшего технологического процесса лежит обычный морской песок. Из него получают кремний, который плавят чтобы вырастить монокристалл в форме цилиндра. Эту заготовку режут алмазной пилой и полируют до толщины менее 1 мм. Затем на пластины наносят фоторезист — слой полимерного светочувствительного материала, меняющего свои свойства при облучении светом. После этого проводится освещение фотослоя через специальный фотошаблон и дополнительная обработка пластин. Эти операции постараются более 100 раз. Готовые пластины отправляются в испытательный цех, где проходят проверку на зондовых станциях. Прошедшие испытания кристаллы вырезаются из пластины и помещаются в корпус из керамики или пластика.
Полученные микросхемы тестируются, после чего (для сложных микросхем) программируются. Далее, идут этапы разработки и изготовление радиоэлектронной аппаратуры, в которых изготовленные микросхемы выполняют ключевую функцию.
Зажечь киберогонь в глаза молодежи
Однако, компонентная база — это далеко не все. Технологии рождаются не в лабораториях и на фабриках, а в умах специалистов. И такие умы тоже требуют создания — внедрения робототехники в образование с самых ранних его этапов, рассказал менеджер проекта «Омегабот» компании «Omega. Технологии будущего» Дмитрий Устинский.
Спикер подчеркнул, что важной задачей является развитие интереса к робототехнике с детского сада. Ребенку необходимо познакомиться с разными технологиями, попробовать их в деле, и, если какая-то из них его увлечет, продолжить ее изучение в специализированных кружках дополнительного образования.
Еще один путь популяризации технологий — соревнования. Они также помогают молодым разработчикам показать широкой публике созданные ими устройства. Однако в России, по сути, такой системы нет. Дмитрий Устинский уверен, что необходимо запустить шоу, в котором роботы будут не «корежить» друг друга, как на общеизвестной «Битве роботов», а решать сложные задачи. Благодаря этому появиться значительно больше юных технологов и инженеров. Важно, что на данных мероприятия возможность показать свои умения и навыки должна быть у все.
Возвращаясь к теме технологического образования, Дмитрий Устинский рассказал о проекте «Омегабот». Его главная особенность — возможность работы на разных уровнях. Дети могут разработать робота, собрать его и запрограммировать. При этом у них есть возможность участвовать только в той части технологического процесса, которая им интересна.
Необходимо решить проблему, связанную с тем, как с самого раннего возраста вести ребенка по увлекающим его направлениям. Сильнее всего она выражена в начальной школе, где по программе нет дополнительных занятий, связанных с технологиями. При этом в детских садах подобные кружки есть. Дмитрий Устинский подчеркнул, что нужно сделать единую систему обучения от детского сада до вуза.
Основатель и продюсер проекта «РОББО» Павел Фролов продолжил тему образования. Он рассказал о том, как в рамках проекта дети от 5 до 15 лет обучаются технологическому предпринимательству. Для этого создана единая экосистема из оборудования, программного обеспечения, подготовки учителей и учебно-методических комплексов для обучения креативному программированию, схемотехнике и микроэлектронике, мобильной робототехнике, интернету вещей, созданию технологий «умного дома», 3D-прототипированию и 3D-печати.
Важная особенность проекта заключается в том, что он создан благодаря Open Source, то есть открытым источникам. Технологии, которые стоили миллиарды долларов, «РОББО» получил бесплатно. И результаты реализации проекта, в свою очередь, возвращаются в сообщество Open Source в качестве благодарности.
В экосистеме «РОББО» дети погружаются в мир робототехники и проходят весь путь от написания первого кода до создания настоящих роботов своими руками. Все наборы проекта выполнены в прозрачных корпусах, чтобы ученики могли заглянуть внутрь технологии.
Спикер подчеркнул, что важной задачей является развитие интереса к робототехнике с детского сада. Ребенку необходимо познакомиться с разными технологиями, попробовать их в деле, и, если какая-то из них его увлечет, продолжить ее изучение в специализированных кружках дополнительного образования.
Еще один путь популяризации технологий — соревнования. Они также помогают молодым разработчикам показать широкой публике созданные ими устройства. Однако в России, по сути, такой системы нет. Дмитрий Устинский уверен, что необходимо запустить шоу, в котором роботы будут не «корежить» друг друга, как на общеизвестной «Битве роботов», а решать сложные задачи. Благодаря этому появиться значительно больше юных технологов и инженеров. Важно, что на данных мероприятия возможность показать свои умения и навыки должна быть у все.
Возвращаясь к теме технологического образования, Дмитрий Устинский рассказал о проекте «Омегабот». Его главная особенность — возможность работы на разных уровнях. Дети могут разработать робота, собрать его и запрограммировать. При этом у них есть возможность участвовать только в той части технологического процесса, которая им интересна.
Необходимо решить проблему, связанную с тем, как с самого раннего возраста вести ребенка по увлекающим его направлениям. Сильнее всего она выражена в начальной школе, где по программе нет дополнительных занятий, связанных с технологиями. При этом в детских садах подобные кружки есть. Дмитрий Устинский подчеркнул, что нужно сделать единую систему обучения от детского сада до вуза.
Основатель и продюсер проекта «РОББО» Павел Фролов продолжил тему образования. Он рассказал о том, как в рамках проекта дети от 5 до 15 лет обучаются технологическому предпринимательству. Для этого создана единая экосистема из оборудования, программного обеспечения, подготовки учителей и учебно-методических комплексов для обучения креативному программированию, схемотехнике и микроэлектронике, мобильной робототехнике, интернету вещей, созданию технологий «умного дома», 3D-прототипированию и 3D-печати.
Важная особенность проекта заключается в том, что он создан благодаря Open Source, то есть открытым источникам. Технологии, которые стоили миллиарды долларов, «РОББО» получил бесплатно. И результаты реализации проекта, в свою очередь, возвращаются в сообщество Open Source в качестве благодарности.
В экосистеме «РОББО» дети погружаются в мир робототехники и проходят весь путь от написания первого кода до создания настоящих роботов своими руками. Все наборы проекта выполнены в прозрачных корпусах, чтобы ученики могли заглянуть внутрь технологии.
Глашатаи будущего
Правда, для того чтобы развивать юные умы, их сначала нужно привлечь в робототехнику. Для это существуют специальные издания, в том числе журнал «Мир робототехники». О работе редакции и использовании современных технологий в журналистике будущего студентам и школьникам рассказали главный редактор журнала Виктор Толмачев и шеф-редактор Николай Алексеев.
Сегодня каждый может распространять информацию. Даже не имея профессионального оборудования, можно не просто снять видео на смартфон и выложить его в соцсети, а сделать профессиональный репортаж.
Команда «Мира робототехники» тоже часто использует в своей работе инновации. Например, все обложки печатного журнала, многие фотоматериалы на сайте и в социальных сетях издания сделаны с помощью нейросетей. Но важнее, что искусственный интеллект дает возможность в считанные секунды анализировать огромные объемы информации, точнее найти ключевые моменты и предсказать развитие событий, что значительно важнее для журналиста.
Возникает вопрос: а может ли компьютер полностью заменить журналиста? Виктор Толмачев уверен, что нет. По его словам, над всеми нейросетями стоит человеческий талант. Талант редакторов, писателей и издателей. А нейросети — очень полезные помощники.
Этот симбиоз человека и машины дает широкие возможности для популяризации робототехники, помогает создать целую экосистему, которая нужна для того, чтобы превращать фантазеров в создателей будущего. «Мир робототехники» помогает разработчикам продвигаться на самом высоком, государственном уровне, старается решать возникающие у них вопросы, анализирует их стратегии и команды. Редакция может написать целую книгу о разработке, сделать для нее уникальный дизайн, а потом рассказать о ней на всех ключевых технологических выставках страны.
Николай Алексеев уделил больше внимания практическим вопросам применения нейросетей в работе журналиста. Он, в частности, рассказал о проблемах, которые могут возникнуть из-за слишком большого доверия к работе искусственного интеллекта. Например, проблема авторского права. Эксклюзивные материалы издания часто публикуют по подписке, то есть платно. А искусственный интеллект может показать целые куски таких публикаций по одному запросу. Похожая проблема возникает и с картинками, дизайнерскими решениями и многим другим. Потому что нейросети изготавливают собственные материалы на основе того, что задолго до них придумал человек.
В завершение лекции Виктор Толмачев и Николай Алексеев пригласили слушателей принять участие в работе журнала: рассказать об инновациях или показать свой собственный проект не только читателям, но и специалистам, знакомство с которыми вполне может изменить жизнь.
После этого редакция «Мира робототехники» разыграла между гостями Дня робототехники пять коллекционных комплектов журналов. Для того, чтобы получить их, нужно было ответить на несколько не самых простых вопросов о робототехнике. Гости, которые не смогли одержать победу в викторине, получили по одному номеру журнала в подарок.
Сегодня каждый может распространять информацию. Даже не имея профессионального оборудования, можно не просто снять видео на смартфон и выложить его в соцсети, а сделать профессиональный репортаж.
Команда «Мира робототехники» тоже часто использует в своей работе инновации. Например, все обложки печатного журнала, многие фотоматериалы на сайте и в социальных сетях издания сделаны с помощью нейросетей. Но важнее, что искусственный интеллект дает возможность в считанные секунды анализировать огромные объемы информации, точнее найти ключевые моменты и предсказать развитие событий, что значительно важнее для журналиста.
Возникает вопрос: а может ли компьютер полностью заменить журналиста? Виктор Толмачев уверен, что нет. По его словам, над всеми нейросетями стоит человеческий талант. Талант редакторов, писателей и издателей. А нейросети — очень полезные помощники.
Этот симбиоз человека и машины дает широкие возможности для популяризации робототехники, помогает создать целую экосистему, которая нужна для того, чтобы превращать фантазеров в создателей будущего. «Мир робототехники» помогает разработчикам продвигаться на самом высоком, государственном уровне, старается решать возникающие у них вопросы, анализирует их стратегии и команды. Редакция может написать целую книгу о разработке, сделать для нее уникальный дизайн, а потом рассказать о ней на всех ключевых технологических выставках страны.
Николай Алексеев уделил больше внимания практическим вопросам применения нейросетей в работе журналиста. Он, в частности, рассказал о проблемах, которые могут возникнуть из-за слишком большого доверия к работе искусственного интеллекта. Например, проблема авторского права. Эксклюзивные материалы издания часто публикуют по подписке, то есть платно. А искусственный интеллект может показать целые куски таких публикаций по одному запросу. Похожая проблема возникает и с картинками, дизайнерскими решениями и многим другим. Потому что нейросети изготавливают собственные материалы на основе того, что задолго до них придумал человек.
В завершение лекции Виктор Толмачев и Николай Алексеев пригласили слушателей принять участие в работе журнала: рассказать об инновациях или показать свой собственный проект не только читателям, но и специалистам, знакомство с которыми вполне может изменить жизнь.
После этого редакция «Мира робототехники» разыграла между гостями Дня робототехники пять коллекционных комплектов журналов. Для того, чтобы получить их, нужно было ответить на несколько не самых простых вопросов о робототехнике. Гости, которые не смогли одержать победу в викторине, получили по одному номеру журнала в подарок.